С утра еще ничто не предвещало беды, но, когда вечером вы пришли за своим ребенком в детский сад, вас вызвали «на ковер» к заведующей, которая, строго глядя поверх очков, сообщила пренеприятнейшую для вас новость: оказывается, ваш ребенок – кусака-забияка. Тому подтверждение – многочисленные жалобы родителей других воспитанников, которые уже пострадали от укусов. И вот вы, ошарашенная этим известием, пребываете в абсолютной растерянности и не понимаете, как дальше быть и что делать?
Прежде всего – успокоиться. Кусачие дети – проблема довольно распространенная, поэтому способов ее решения к сегодняшнему дню придумано немало. Но прежде чем приступать к активным действиям, нужно разобраться, почему ваш ребенок, такой замечательный, ласковый и послушный дома, так агрессивно ведет себя в детском саду.
Почему дети кусаются?
Сначала давайте просто примем тот факт, что кусаются практически все малыши от 5 до 18 месяцев. Их можно понять – у них режутся зубки, из-за этого они испытывают дискомфорт во рту, который груднички нейтрализуют как умеют – кусанием всего, что встретится.
Что касается детей постарше, то, если верить статистике, каждый второй ребенок в возрасте около трех лет хотя бы раз в жизни кого-то кусал без явной на то причины. Но, сами понимаете, «хотя бы раз» – это, скорее всего, случайность, а вот когда подобные формы агрессии проявляются и раз, и два, и три, и больше, то это уже становится проблемой, породить которую могут самые разные причины – как физиологические, так и психологические.
Итак, ребенок от трех лет и старше кусается, потому что…
У него слабые мышцы в ротовой полости с низкой степенью чувствительности. Такие дети испытывают стремление к дополнительной их стимуляции. Именно они долгое время не могут отказаться от соски. С пустышкой трехлетку в детский сад не приведешь, поэтому кусание для него станет самым простым способом дать мышцам рта необходимую дополнительную нагрузку.
Ребенку скучно, ему не хватает внимания, обыкновенного человеческого тепла. Воспитательница не занимается только им одним, у других детей тоже могут быть свои дела. А ведь мир должен ребенка постоянно удивлять, но если никаких событий не происходит, он чувствует дискомфорт. Где вы, взрослые, почему не обращаете на меня внимание? В таких эмоциональных муках ребенок может сделать удивительное открытие: оказывается, стоит ему кого-нибудь укусить, как жизнь начинает играть новыми красками – все вдруг концентрируются вокруг него и вот он уже центр вселенной. Это ли не счастье для маленького человека, даже если оно добыто через отрицательные эмоции?
Ребенку необходимо выразить свои эмоции – как положительные, так и отрицательные. Такая потребность есть у каждого человека, только у ребенка нет для этого необходимых навыков, поэтому ему приходится прибегать к самым доступным для него способам самовыражения – через кусание. К примеру, малыш тонет в приливе нежности – укусил, переполняется гневом – опять укусил, попал в плен страха – снова та же реакция. С точки зрения обычного взрослого, в этой закономерности нет никакой логики, но трехлетний ребенок с переизбытком энергии так не считает. Ведь он еще не обладает необходимым словарным запасом, у него не сформированы на должном уровне правила сосуществования людей, все, что ему остается, – действовать на уровне инстинктов.
Он берет пример со своих товарищей по группе в детском саду. Однажды заметив, что кусание помогает другим детям захватить лидерские позиции, ребенок решил, что ему тоже можно поступать аналогичным образом. Не хотите со мной играть – заставлю, не желаете со мной дружить – вам же хуже будет.
Ребенок испытывает стресс. Возможно, он только начал посещать детский сад. Еще совсем недавно он был ребенком домашним, особенным, и вдруг стал одним из многих. Подсознательно он понимает, что на новом месте необходимо самоутверждаться, но кто бы ему подсказал, как?
В семье ребенка нездоровая обстановка. Допустим, родители часто скандалят – это тоже стресс, только его ребенок приносит с собой в детский сад из дома.
Ребенок живет в плену запретов. Дома он все время слышит слово «нельзя»: и то нельзя, и это нельзя, ничего нельзя, к тому же эти бесконечные «не»: не балуйся, не прыгай, не бегай – все это кого угодно сведет с ума. Представляете, что творится в душе у ребенка, которому жизненно необходимо выплескивать физическую энергию и обустраивать пространство личных желаний?
Ребенок избалован. Дома ему было позволено все, но теперь он посещает детский сад, в котором свои порядки. С ними ребенок может быть категорически не согласен. Кусание в данном случае – это протест против непривычных для ребенка запретов.
А еще ребенок может переутомиться, устать, не выспаться, пребывать в плохом настроении – в жизни маленького человека может случиться все что угодно. И он снова призовет на помощь инстинкты: «Оставьте меня в покое, иначе – укушу».
Как избавить ребенка от привычки кусаться в детском саду?
Чтобы решить проблему агрессивного поведения вашего ребенка по отношению к другим детям, прежде всего нужно обратиться за консультацией к врачам – педиатру и психологу. Они помогут разобраться в причинах и подскажут, какие необходимо предпринять меры.
Если проблема «кусачести» ребенка лежит исключительно в физиологической плоскости, то есть связана с недостаточной степенью чувствительности его ротовой полости, то решить ее довольно просто:
Пересмотрите детский рацион. Возможно, малышу нужно давать больше твердой пищи: пусть грызет яблоки или морковку.
Придумайте малышу новые развлечения. Не исключено, что ему понравится играть на губной гармошке или расческе или выдувать мыльные пузыри.
Со временем мышцы в ротовой полости ребенка окрепнут, потребность в их укреплении исчезнет, а значит, и кусаться уже не будет необходимости.
Что касается психологического аспекта проблемы, то его решение потребует больших усилий. Безусловно, путь к успеху у каждого будет индивидуальным, но все же есть несколько универсальных советов от специалистов, которые родители могут взять на вооружение.
На любые проявления недружелюбного поведения, в том числе и на кусание, нужно реагировать однозначно негативно, но без агрессии. Ни в коем случае не наказываем ребенка, чтобы не провоцировать с его стороны очередную волну протеста, но твердо даем ему понять, что так поступать нельзя. Произносим фразы спокойно, отчетливо, глядя в глаза и держа за руки: «Так. Делать. Нельзя». Повторяем снова, если инциденты не прекратятся. Но не будьте слишком эмоциональны, у ребенка в такой ситуации и своих переживаний с избытком.
Не упускайте случая хвалить ребенка при любой возможности. Путь он чувствует, что о нем помнят, его любят, о нем заботятся. Пусть знает, что он значим и важен для вас здесь и сейчас, иначе впоследствии ему придется выпрашивать внимание варварским и диким способом.
Старайтесь предупреждать агрессию. Если замечаете, что ребенок начинает раздражаться, переключите его внимание на другое занятие.
Учите ребенка выражать свои чувства. Проговаривайте с ним любую ситуацию. Если он испытывает позитивные эмоции – путь опишет их, объяснит, почему ему хорошо. Если ребенку плохо, также помогите ему выразить негативные чувства словами.
Проанализируйте психологическую атмосферу в семье. Если вы, родители, почувствуете, что ребенку дома может быть эмоционально некомфортно, постарайтесь исправить эту ситуацию – как минимум не выясняйте отношения друг с другом при ребенке.
Если ваш ребенок выступает в роли агрессора, то обязательно поговорите с родителями пострадавших детей. Попробуйте объяснить им возможные мотивы поведения вашего чада и постарайтесь убедить их отнестись к этой ситуации с пониманием. Пообещайте им, что обязательно обратитесь за помощью к специалисту. Если же, наоборот, ваш ребенок – жертва, то успокойте его и объясните, что поступать в ответ точно так же – неприемлемо.
Ни в коем случае не становитесь на один уровень с ребенком. Недопустимо кусать в ответ: мол, «пусть почувствует, как это больно». Вы должны быть примером для подражания. И не поощряйте агрессию, как бы вам ни хотелось испытать гордость за якобы бесстрашие, смелость и отвагу отпрыска. Это гордость ложная, а вот последствия от вашего попустительства будут реальными.
Травмы от укусов – явление в детских садах не такое уж и редкое. В большинстве случаев поведение детей успешно корректируется. Но если поведение ребенка, несмотря на все ваши усилия, по-прежнему оставляет желать лучшего, если он продолжает кусаться даже в четырех- или пятилетнем возрасте, если выражает свои эмоции и через другие формы агрессии, причем уже сознательно, то это серьезный повод обратиться за помощью к специалистам.