Деньги на карманные расходы – важная часть жизни ребенка. При правильном подходе они могут стать элементом развития самостоятельности и финансовой грамотности.
Стоит ли вообще давать ребенку деньги? В каком возрасте лучше начинать? Какой должна быть сумма? И наконец, каких ошибок следует избегать родителям при попытке привить умение обращаться с деньгами? Разберемся вместе.
Карманные деньги – это сумма, которую ребенок регулярно получает от своих родителей и может тратить на свое усмотрение. Другими словами, это его личные средства. Так ли необходимо давать ребенку деньги? Да! Это способствует самостоятельности и пониманию того, что в материальном мире у каждой вещи есть своя цена.
Детские психологи советуют начинать знакомство детей с деньгами уже в 3–4 года. Делать это следует в форме игры, когда вы вместе с малышом собираете, меняете и учитесь считать банкноты и монеты. Для первых занятий можно взять ксерокопии купюр или реквизит из игр типа «Монополии». Показывайте, где и как должны храниться деньги. Объясняйте, что мама и папа получают зарплату за труд, а не просто так.
В 4–5 лет ребенок уже в состоянии понять, что раскраски, игрушки и любимое печенье не появляются сами собой. Это время подходит, чтобы учить кроху осознавать собственные желания, ограничивать их, расставлять приоритеты. Можно знакомить с понятием накоплений. Купить копилку и бросать туда монеты – пусть ребенок сам соберет нужную сумму себе на игрушку.
Шестилетку следует привлекать к походам в магазин. Составляйте вместе список необходимых продуктов, а в самом магазине учите читать ценники. Можно предложить ему самому заплатить за товар на кассе.
В 7–8 лет дети, как правило, могут управляться с небольшими суммами. Если они уже умеют совершать простейшие математические операции в уме, это большой плюс. Также к указанному возрасту малыш должен знать, как выглядят купюры и монеты разного достоинства, пластиковые карты.
Интересно, что в некоторых странах сумма карманных денег устанавливается законодательно. При этом уровень жизни семьи и прочие частности не имеют значения. Размер и периодичность выплат фиксированные, и зависят они от возраста ребенка. Больше взрослые дать могут, меньше – нет.
В России этот вопрос остается на усмотрение родителей. Конечно, нельзя порекомендовать какое-то определенное количество денег, которое будет актуально для всех и всегда. Во-первых, каждый год растет уровень инфляции. Во-вторых, у всех разные финансовые возможности и представления о том, как должно быть. Но есть несколько моментов, опираясь на которые можно вывести оптимальную сумму для своего ребенка:
1. Материальное положение семьи. Порой многие родители в семьях с небольшим достатком дают детям больше карманных денег, чем получают их богатые сверстники. Зачем? Чтобы ребенок был «не хуже других», не чувствовал себя обделенным. Вроде бы мотивы понятны, но подобная политика ошибочна: в ней невооруженным глазом видны противоречия. Ребенок их чувствует, и это сбивает его с толку. Да, мама с папой хотят дать детям лучшее. Но, в первую очередь, нужно отталкиваться от собственных реальных возможностей и тому же научить ребенка.
2. Индивидуальные особенности. На то, как ребенок сможет распоряжаться деньгами, влияет много факторов. В том числе значение имеют возраст и характер. Например, подросток, скорее всего, обойдется с деньгами более разумно, чем семилетний. В то же время одни дети уже в 8–9 лет умеют копить и экономить, а другие совершают необдуманные покупки и сорят деньгами в свои 16.
3. Можно узнать, сколько дают детям другие родители, чтобы определить среднюю сумму и придерживаться ее. Главное, чтобы дети понимали: деньги – лишь финансовый инструмент, по их количеству нельзя судить о любви и заботе.
Помните, что траты ребенка будут расти пропорционально возрасту. Если в 7–8 лет многим вполне хватит 400-500 рублей в месяц, то в 15 столько будет уходить за несколько дней.
Иногда взрослые делают деньги элементом воспитания или пытаются манипулировать ребенком с их помощью. Таких методов лучше избегать, потому что потенциально они способны привести к проблемам в будущем. Итак, чего лучше не делать:
1. Не откупайтесь от детей. Иногда родители пытаются компенсировать недостаток своего внимания тем, что выдают ребенку большие суммы на личные расходы. Это в корне неправильный подход, который проблему дефицита общения не решит. Но может привести к куда более серьезным трудностям.
2. Не делайте карманные деньги способом поощрения или наказания. Да, на первый взгляд, это кажется логичным. Но по факту так мы формируем неверное отношение к деньгам. Ребенок будет думать, что деньги – основное и единственное мерило всего в жизни, а это не так. Лучше выбрать определенную сумму, которую сын или дочь будет получать ежемесячно. И не делать ее зависящей от поведения или отметок в школе.
3. Не «покупайте» благосклонность ребенка. Это тоже своего рода откуп, когда родители пытаются задобрить дитя с помощью денег, особенно из чувства вины. Причиной для такого выбора родителей может стать, например, развод. Дети быстро понимают, как воспользоваться ситуацией, и начинают ловко управлять мамой и папой.
4. Не забирайте деньги, которые уже выдали. Даже если у него осталось что-то к концу месяца, это не значит, что вы дали слишком много. Это значит, что он сумел подкопить или сэкономить. В этом случае лучше ребенка похвалить – дать понять, что вы им довольны.
Кроме того, учтите, что дети смотрят в первую очередь на родителей, копируя их модели поведения. И не всегда это происходит осознанно. Старайтесь быть для них хорошим примером во всем, включая решение финансовых вопросов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что решение о конкретной сумме на карманные расходы должны принимать родители, исходя из текущей ситуации. В конечном итоге важна не столько сумма, сколько формирование умения правильно обращаться с деньгами. Это поможет детям избежать многих ошибок и финансовых проблем в будущем.