Часто родители жалуются, что ребенок не испытывает никакого интереса к школьным занятиям. А некоторые дети просто не хотят учиться. Беда в том, что большинство мам и пап уже успели забыть свои далекие школьные годы и зачастую начинают действовать авторитарно, с помощью угроз и шантажа. Пользы такая тактика не принесет. Чтобы воздействовать на корень проблемы, необходимо понять, что происходит с маленьким человеком и с чем связана такая нелюбовь к учению.
Дети от природы любознательны и готовы к получению новых знаний. К сожалению, система школьного образования способна выбить эти качества раз и навсегда. Большинство детей с удовольствием идут в первый класс. Они хотят стать учениками и проявляют похвальное рвение. Но затем выясняется, что учеба в школе вовсе не такое интересное занятие, каким представлялось. Есть несколько факторов, ведущих к потере мотивации:
Необходимо с самого начала выработать подход к учебе как к серьезному делу, к которому взрослые относятся с большим уважением. Родители на личном примере должны показать, насколько необходимы школьные занятия для дальнейшего развития.
Малыш должен чувствовать, что, например, выполнение домашнего задания стоит на одном уровне с делами взрослых, что у него появилось свое занятие, которое ни мама, ни папа не прерывают вопросами или просьбами что-либо сделать. Тогда в глазах ребенка у такой деятельности появляется особый статус: уроки так же важны для него, как работа для родителей.
Данная проблема может быть связана с двумя причинами:
В первом случае родителям придется включить свой ум и воображение. Помогут совместные внешкольные занятия: экскурсии в музеи, походы в театры, изучение природных явлений в реальных условиях и т. д. Главное – заинтересовать, показать, что и учеба может быть увлекательной.
Многие музеи предлагают различные интерактивные программы, такая подача изучаемого материала близка современным школьникам. Можно связать все это с учебой следующим образом: для того чтобы понять что-либо интересное, нужно сначала подробно узнать об этом на уроке.
Скука может быть вызвана опережением в развитии, ребенку просто неинтересно выполнять задания, которые он давно уже освоил. Успеваемость при этом может упасть. Данная проблема может быть решена переводом учащегося в школу или класс с усложненной программой. Тогда он сможет получать новые знания в соответствии со своим уровнем.
Следует выяснить, к каким предметам у ребенка есть склонность. Возможно, школьнику будет интереснее в школе с углубленным изучением определенных предметов. Однако не стоит отдавать явного гуманитария в физматшколу, даже если родители – потомственные математики. Так можно навсегда отбить всякое желание учиться.
Проблема довольно распространенная в семьях, где родители привыкли опекать малыша в любых видах его деятельности и контролировать каждый шаг своего чада. Когда ребенок становится школьником, ситуация усугубляется. С ним делают уроки (а иногда и за него), ему собирают портфель, находятся в курсе всех школьных вопросов. В итоге человека практически полностью лишают права голоса и отучают думать и делать что-либо самостоятельно. Ведь за него все уже решили.
Другой вариант – тотальный контроль. Выполнение уроков, сбор рюкзака и т. д. школьник осуществляет самостоятельно, но всегда это происходит под бдительным оком и с конкретными рекомендациями.
Итог одинаков: у ребенка полностью отсутствует ответственность по отношению к учебе, а значит, пропадает и интерес. В подростковом возрасте подобное поведение родителей вызовет бурю протестов, которые выльются в семейные конфликты и скандалы, прогулы занятий, стойкую неприязнь к школьным занятиям.
Оборотная сторона медали – недостаток или полное отсутствие родительского контроля. Далеко не каждый школьник способен к самоорганизации и планированию собственного времени. Предоставленный сам себе ребенок наверняка не устоит перед желанием провести время, отведенное на домашнее задание, в играх и на прогулках с друзьями.
Конечно же, родителям следует контролировать обучение школьника. Главное – не перегнуть палку. Ведь и избыток, и недостаток контроля могут привести к плачевным результатам.
Желательно выстроить мягкую, но действенную систему контроля, чтобы не пустить ситуацию на самотек, при этом оставляя место для детской самостоятельности. Нужно регулярно интересоваться школьными делами, присутствовать на родительских собраниях и общаться с педагогами.
Одновременно школьника нужно приучать к ответственности, не бросая его при этом в одиночестве с нерешенными проблемами. Он должен понимать, что в случае любых сложностей родители всегда выслушают и поддержат.
Если ребенка утомляют даже несложные задания, он сильно устает, даже не приложив особых усилий к их выполнению, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Данные симптомы могут свидетельствовать о проблемах со здоровьем.
Вместо того чтобы объявить любимое чадо симулянтом, следует провести его полное медицинское обследование. Возможно, что после проведенного курса требуемого лечения восстановится и интерес к учебе.
После возвращения из школы ученику требуется время, чтобы восстановить силы, отвлечься от занятий. Вместо этого дома его спрашивают о полученных оценках и отправляют делать уроки. Не успев полноценно отдохнуть, ребенок не в состоянии сконцентрировать внимание. У него ухудшается память, появляются рассеянность и раздражение и не возникает никакого желания заниматься домашним заданием.
Необходимо дать ребенку время позаниматься тем, что ему нравится, погулять или даже поспать. Это положительно скажется на скорости и качестве выполнения домашнего задания, а также на отношении к учебе в целом.
Многие дети посещают сразу несколько внешкольных секций и кружков. Ребенок сам может быть инициатором различных дополнительных занятий, которые вызывают у него интерес. Но график не должен быть слишком насыщенным: это вызовет утомление и отрицательно скажется на учебе. Нагрузка не должна быть слишком велика, в этом случае необходимо сократить количество кружков, чтобы у ребенка оставалось время на отдых.
Бывает так, что у способного ученика вдруг резко падает успеваемость, а иногда он просто отказывается идти в школу. Родителям стоит выяснить, не вызвана ли такая перемена сложностями в отношениях с одноклассниками или с кем-то из учителей.
В такой ситуации не идет речь о потере интереса к обучению. Вся энергия и внимание ребенка уходят на возникающие проблемы, в итоге на школьные занятия просто не остается сил.
Нужно чаще вести разговоры о школьной жизни, узнавать, как складываются отношения с одноклассниками и педагогами. Если есть подозрения, что в школе не все гладко, начать разговор помогут воспоминания о собственном детстве, о схожих ситуациях, возникавших в школьные годы. Если у малыша или подростка есть трудности, скорее всего, он захочет поделиться с родным человеком.
При возникновении конфликта со сверстниками стоит попытаться помочь наладить отношения. Но категорически нельзя осуществлять активные действия, такие как разговоры с одноклассниками. Это уронит авторитет ребенка в классе и усугубит ситуацию. Важно выяснить причину, она может быть связана с психологическими проблемами, требующими консультации специалиста.
Если сложности связаны с одним из учителей, лучше побеседовать с педагогом лично. Это поможет выявить истинные причины и выбрать совместную стратегию нормализации отношений. Выход из ситуации легче искать совместными усилиями. В крайних случаях лучшим решением бывает перевод ребенка в другую школу.
Чтобы понять, с чем связаны перемены в отношении к учебе сына или дочери, родителям прежде всего нужно стать другом для своего ребенка. Детям очень важно чувствовать поддержку близких и родных людей. Нужно чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать, а не зацикливать на неудачах. Понимание и одобрение со стороны родителей могут стать решающим фактором в решении не только школьных, но и более сложных жизненных проблем.
Прежде всего ребенку должно интересно в школе быть, тогда и учиться не расхочется. Система обучения начальная школа 21 века в этом моменте хороша — там задания на логику, проекты разные, личностный подход к тому же. Не просто однообразное переписывание и заучивание.
Задания на логику и проекты это конечно же хорошо, но на усвоение материала совершенно нет времени, о закрепления материала вообще никто не заботится. Хочешь чтобы ребёнок учился хорошо занимайся сам, дома, самостоятельно. Это разве нормально? О индивидуальном личностном подходе вообще речи никто не ведёт, об этом понятии никто и не вспоминает! В школе каждый урок новая тема; а закрепление, отработка — все самим ну или репетитора нанимайте… «Замечательная программа»!