В последнее время всё чаще можно слышать выражение «гиперактивный ребёнок». Однако точное понимание этого определения есть не у всех. Порой гиперактивным называют непоседливого, непослушного, плохо воспитанного ребёнка, путая неврологическое расстройство с педагогической запущенностью. Между тем, гиперактивность – это нарушение поведения, связанное с малой мозговой дисфункцией, обусловленное расстройством процессов торможения нервной системы и диагностирующееся врачом-неврологом.
Родителям, столкнувшимся с проблемами поведения ребёнка, необходимо точно знать, какие причины лежат в их основе: медицинские или социальные. От этого будет зависеть комплекс мер, необходимых для преодоления этой трудности. Бездействие в данном случае может привести к проблемам в интеллектуальном развитии ребёнка и социализации его в будущем.
Гиперактивность часто возникает в результате родовых травм; также существует мнение, что причинами заболевания могут стать генетическая предрасположенность и экологический фактор. Для постановки данного диагноза необходимо длительное постоянное проявление следующих признаков:
Как правило, признаки гиперактивности проявляются в раннем возрасте, примерно к трём годам. При правильном подходе и определённых усилиях со стороны родителей симптомы могут в значительной мере компенсироваться, и ребёнок справится с обучением и социализацией. В случае бездействия ситуация с большой долей вероятности с возрастом только усугубится, и ребёнок будет отставать в развитии от сверстников.
Следует учитывать, что такие дети требуют общения, усиленно привлекают внимание, иногда до навязчивости. Необходимо всеми силами стремиться удовлетворить эту их потребность. Среди характерных положительных качеств гиперактивных детей можно выделить открытость, бескорыстность, отсутствие зависти и жадности. Они без труда находят общий язык со сверстниками, могут стать «душой компании», главное – уберечь их от дурного влияния.
Назначение препаратов и определение метода лечения осуществляет лечащий врач. Как правило, в этом случае ребёнку подбираются средства седативного действия. Это могут быть лекарственные препараты или травяные сборы на основе ромашки, мелиссы и т.п. Необходим постоянный контроль над действием выбранного препарата, результатами его применения в каждом конкретном случае.
Хорошие результаты также дают физиотерапевтические занятия, направленные на стимуляцию коры головного мозга, что способствует успешной компенсации мозговых дисфункций. Например, массаж тела разной глубины воздействия, занятия на различных тренажёрах, батуте, круговых качелях, в бассейне. Набор упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Лечащий врач должен регулярно отслеживать наличие или отсутствие положительной динамики и в случае необходимости корректировать лечение.
Также активной стимуляции коры головного мозга способствуют занятия в сенсорной комнате. Это помещение, оснащённое различным сенсорным оборудованием: пузырьковыми колоннами, оптоволоконным «дождём», сухим светящимся бассейном с шарами, мерцающими панелями, водяными матрасами, специальными ковриками и т.д. Кроме того, занятия в сенсорной комнате могут сопровождаться гармоничными звуковыми рядами. Благодаря совокупности визуальных, тактильных, слуховых воздействий происходят положительные изменения в протекании нервных процессов и эмоциональном фоне ребёнка. Дети очень любят эти занятия и ходят на них с удовольствием.
Родителям важно в первую очередь понять, что их ребёнок испытывает объективные трудности и нуждается в поддержке и помощи. Его поведение не каприз, а неврологическое расстройство, при котором выполнение обычных действий даётся с огромным трудом. Однако не следует отчаиваться. Если родители проявляют любовь, терпение и действуют целенаправленно, то можно добиться очень хороших результатов, вплоть до полной нормализации поведения ребёнка.
Необходимо выполнять следующие правила:
Система и порядок любому ребёнку помогают правильно развиваться, а гиперактивным детям они нужны, как воздух, т.к. являются одним из главных условий их успешного воспитания.
Большинство родителей, чьи дети имеют нарушения поведения, испытывает трудности при посещении общественных мест, детских учреждений, поликлиник и т.д. Окружающие не всегда терпимо относятся к подобным детям. В результате у родителей порой возникает желание свести к минимуму взаимодействие ребёнка с посторонними, чаще оставлять его дома. Однако это не решит проблему, поскольку социальный опыт в данном случае является наиболее важным. Наоборот, с такими детьми необходимо как можно чаще посещать людные места, контролируя их и обучая правилам поведения. При этом необходимо думать о пользе для ребёнка, а не о впечатлении, которое он производит на окружающих.
При подготовке к детскому саду следует максимально развивать самостоятельность малыша, приучать его одеваться, справляться с едой и личной гигиеной. Это облегчит ему адаптацию и уменьшит количество проблем, связанных с его пребыванием в детском учреждении. Часто педагоги и остальные родители в детском саду негативно относятся к появлению гиперактивного ребёнка в их группе. Тем не менее, нежелательно отказываться от посещения детского сада. Педагогов необходимо привлекать к сотрудничеству, обсуждать с ними проблемы, ожидания, достигнутые результаты, советоваться, вызывать в них чувство сопричастности к воспитанию ребёнка.
Воспитание гиперактивных детей – трудное дело. Нельзя отчаиваться и прекращать работу с ребенком. Следует помнить, что основной мотив для достижений у детей – это радость их родителей. Каждый, даже самый маленький, успех должен быть замечен и эмоционально поощрён. Если ребёнок будет чувствовать себя в семье любимым и общение с ним будет строиться позитивно, его в будущем ожидают хорошие перспективы. Необходимо найти применение его активности, занять ребёнка в спорте, музыке, театральном искусстве. Такие дети прекрасно чувствуют себя на сцене, с удовольствием поют и танцуют. Это хороший способ заслужить одобрение окружающих.
При правильном воспитании гиперактивные дети в будущем могут стать замечательными организаторами. Их целеустремлённость и активность помогут им достичь успехов в профессиональной деятельности. Кроме того, они, как правило, коммуникабельны, добродушны и энергичны, что тоже располагает к ним окружающих. При постепенном развитии самоконтроля поведенческие признаки гиперактивности снижаются практически до нормы и перестают причинять неудобства. Надо верить в своих детей, и тогда у них всё получится.