В семьях, где есть школьники, нередко возникает проблема слишком долгого выполнения домашних заданий. Родители нервничают; над ребенком в течение всего времени, оставшегося после школьных занятий, висит груз несделанных уроков. И даже если к концу дня заданное на дом все-таки оказывается выполненным, у всех остается тягостное чувство от проведенного в нервозной обстановке вечера. Чтобы решить проблему и устранить ситуации, когда ребенок долго делает уроки, необходимо разобраться в причинах такой медлительности.
Родителям следует обратить пристальное внимание, если во время работы над уроками ребенок выглядит рассеянным и раздраженным, он более бледный, чем обычно. Или наоборот, раскраснелся и выглядит уставшим. Причиной могут быть плохое самочувствие, головные боли, повышение артериального давления.
В такой ситуации занятия следует прекратить и дать ребенку время для спокойного отдыха или сна. После этого, если самочувствие нормализовалось, можно попробовать снова вернуться к урокам.
Что делать? Если это единичный случай, можно обойтись самостоятельными мерами: измерить ребенку температуру, давление, дать лекарство, если необходимо. Если проблемы со здоровьем повторяются, необходимо решить вопрос об углубленном медицинском обследовании.
Школьник садится за уроки, но делает их долго и плохо, при этом постоянно отвлекается. Устает, расстраивается, но все равно быстрее выполнять домашнюю работу он не в состоянии. Постоянное затягивание с выполнением домашнего задания может быть связано с недостаточным развитием таких психологических процессов, как внимание и память. Если эти параметры развиты слабо, могут возникнуть проблемы с обучением в школе, а домашние задания будут выполняться часами.
Что делать? Перед началом выполнения уроков полезно давать небольшие задания, которые помогут ребенку развить память и внимание. Это дает возможность школьнику сконцентрироваться, собраться и быстрее сделать домашнюю работу без ошибок. Можно использовать следующие упражнения:
Регулярные упражнения для тренировки памяти и внимания помогут любому рассеянному ребенку добиться успехов в учебе и сократить время выполнения домашних заданий.
Не каждый ребенок способен организовать себя, большинство детей не умеют правильно распоряжаться своим временем. В этом случае школьник будет тянуть время, создавая видимость деятельности. Из школы он будет приходить днем, а уроки доделывать уже ближе к ночи.
Обучая ребенка распоряжаться временем, взрослые воспитывают в нем собранность и самостоятельность. Если же право управлять временем школьника находится исключительно в родительских руках, т. е. мама с папой решают, во сколько ребенку вставать, когда и сколько гулять, когда готовить уроки, то у него не возникает необходимости, желания и даже возможности научиться чувствовать время.
Что делать? Чтобы научить сына или дочь планировать время для работы и для отдыха, родителям следует вместе с ребенком расписать этапы, из которых будет состоять его день. Нужно совместно выделить точные промежутки времени, необходимые для выполнения домашних заданий, прогулок, игр и т. д.
Детям сложно концентрироваться на одном и том же в течение длительного времени, и они начинают отвлекаться. Поэтому следует обязательно предусмотреть в расписании десятиминутные перерывы после каждого получаса занятий, чтобы ребенок смог передохнуть и расслабиться.
Лучше, если домашнее задание будет выполняться в одно и то же время. Оптимальный период для этого – до 18 часов. Школьник уже успевает отдохнуть после школы, возможно, погулять.
Хорошо указать в распорядке дня приятные занятия, которые ожидают ребенка после сделанных уроков. Это будет стимулом для школьника закончить выполнять задание вовремя, чтобы заняться тем, что ему нравится.
Взрослые должны помнить, что навыки дисциплины ребенок копирует прежде всего с них. Если родители приведут в порядок свою организованность, ребенок также научится ценить время – и свое, и чужое.
У двух типов темперамента – флегматика и меланхолика – присутствуют черты характера, которые создают одинаковые проблемы в воспитании. Это медлительность и нерасторопность, которые проявляются во всем, включая выполнение домашних заданий. Если такого ученика постоянно торопят и подгоняют, это приводит к тому, что у него не может сформироваться адекватная оценка времени, требуемого для того или иного занятия. Ребенок начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу.
Что делать? В такой ситуации надо дать возможность школьнику работать в свойственном для него темпе. Следует посчитать, сколько времени ребенку требуется на приготовление уроков, и распланировать день практически по минутам. Также следует предусмотреть дополнительное время (например, час), которое можно будет использовать, если не получилось успеть сделать в срок. Не стоит отнимать время от игр или прогулок. Гораздо эффективнее будет похвалить и поощрить пусть за маленькую, но такую важную победу над медлительностью.
Медлительному ребенку трудно переключаться с одного предмета на другой. Целесообразно будет дать ему возможность познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Это можно сделать во время школьных каникул, а также в выходные. Главное – не настаивать и не представлять это заданием. Дети с таким темпераментом обычно не сторонники подвижных игр, они вполне могут предпочесть им подобное времяпровождение, чтобы насладиться «медленной учебой».
Часто бывает, что школьник не слишком силен в учебе, но родители, желая дать хорошее образование своему чаду, отдают его в гимназию или школу с углубленным изучением определенных предметов. В этом случае могут возникнуть большие проблемы с уровнем оценок в целом и с выполнением домашних заданий в частности. Ученик просто не справится с нагрузкой, которая не соответствует его способностям.
С каждым годом нагрузка будет возрастать, в итоге ребенок скатится на тройки и двойки, и у него полностью пропадет интерес к учебе. Закончится это тем, что он начнет придумывать различные отговорки, только чтобы не делать уроки.
Что делать? Если родители видят, что школьник часами сидит над домашним заданием, постоянно спрашивая, как делать упражнения по каждому предмету, стоит задуматься, в той ли школе он учится. Лучшим решением проблемы будет перевод ученика в другое образовательное учреждение, где уровень сложности школьной программы будет соответствовать его интеллектуальным способностям.
При выявлении причин слишком долгого выполнения домашних заданий и устранении негативных факторов родителям в дальнейшем не придется полдня пытаться уговорить ребенка не отвлекаться от уроков и стоять у него над душой. И ребенок перестанет нервничать, постоянно помня о чем-то невыполненном. В результате семья легче переживет непростое время становления школьного режима, в период которого многие навыки формируются на всю жизнь.
Что значит «учшим решением проблемы будет перевод ученика в другое образовательное учреждение, где уровень сложности школьной программы будет соответствовать его интеллектуальным способностям»? Вы утверждаете, что медленные дети имеют сниженный интеллектуальный уровень? Это не так, скорость нервных реакций и интеллект не связаны. Мой сын медленный ребенок, но учится он очень хорошо. Вместо того, чтобы подсказать, как можно помочь ребенку быстрее учить уроки, вы просто предлагаете перевести его в школу, где учатся слабые дети… Классный совет.