В 4 месяца родители отмечают новый этап в развитии ребенка – он становится гораздо активнее физически, каждый день учится чему-то новому, а внешне начинает походить на ребенка из рекламы – отросшие волосы и толстые щечки делают 4-х месячных детей невероятно умилительными. В этом возрасте уже становятся видны результаты усилий родителей по воспитанию и развитию в первые 3 месяца жизни ребенка: если им мало занимались или воспитывали по устаревшему принципу «не бери на руки, а то привыкнет», такой малыш будет менее развит физически и эмоционально, хотя, может быть гораздо спокойнее по поведению. В 4 месяца уже можно достаточно точно оценивать темпы развития ребенка и их соответствие существующим нормативам, итак, что должен уметь ребенок в 4 месяца?
Если в первые 3 месяца малыш прибавлял по 800 –1000 гр ежемесячно, то, начиная с 4-х месяцев, прибавки в весе будут не такими значительными и составят 500-700 гр, а рост ребенка увеличивается на 1,5 – 2,5 см. Изменяется его двигательная активность и уменьшается длительность дневного сна – теперь ребенок спит около 14-15 часов в сутки, засыпая на 1,5-2 часа 2-3 раза в день, и может бодрствовать до 2-х часов после сна и кормления.
В 4 месяца становится заметна двигательная активность ребенка – он активно интересуется своим телом, повторяет разные движения, во время бодрствования малыш пытается переворачиваться с боку на бок, к концу 4-го месяца многие дети уже умеют переворачиваться на живот, поднимать верхнюю половину туловища и немного ползти вперед, подтягивая туловище на руках.
В 4 месяца ребенок уверенно держит голову, спокойно поворачивает ее в разные стороны, лежа на животе и удерживает ее в положении сидя.
В этом возрасте более уверенными и целеустремленными становятся движения младенца – он пытается захватить и потащить в рот любые яркие или интересные предметы, попадающие в его поле зрения, а также схватить висящую игрушку или потрясти погремушкой.
К 4-м месяцам ребенок уже начинает различать цветовые оттенки и обращает внимание на предметы, расположенные на расстоянии нескольких метров, его слух и зрение совершенствуются и малыш обращает внимание на любой услышанный звук или новый предмет, попавший в поле его зрения.
В этом возрасте ребенок начинает активно «говорить» – во время бодрствования он постоянно гулит, агукает, издает какие-то звуки, кричит или смеется. Очень важно не пропустить этот период речевой активности и как можно больше говорить с ребенком, называть все предметы, находящиеся рядом с ним, комментировать все действия, которые происходят с малышом, читать ему детские стишки и петь песенки. Даже если ребенок еще не способен понимать смысла слов и предложений, он будет внимательно слушать их, реагировать на тональность звучания, эмоциональную окраску произведений и просто на голос матери. Чем больше и активнее взрослые в этом возрасте будет общаться с ребенком, тем более развитым он вырастет и раньше начнет говорить и читать.
В четыре месяца общение ребенка с окружающими выходит на «новый уровень», он уже понимает, что своими действиями может добиться какой-то реакции у взрослых и пытается понять, что и как нужно делать, чтобы получить желаемое. Например, в этом возрасте дети могут специально кидать игрушки на пол, чтобы родители подавали их ему или требовать голосом и плачем свою любимую игрушку, не соглашаясь на замену. Больше всего в этом возрасте дети ценят общение с мамой или человеком, ее заменяющей, они постоянно пытаются привлечь внимание взрослых, оживленно агукают, смеются и гулят при виде родителей и могут пугать или начинать плакать, если их берут на руки незнакомые люди.
Если вы хотите быть точно уверенными, что ваш ребенок растет и развивается соответственно возрасту, проверьте, что из нижеперечисленного он уже умеет делать. Большинство детей к концу 4-го месяца:
Стоит обратить внимание, если ребенок в 4 месяца не может:
Считается не очень хорошим признаком, если ребенок в это время не обращает внимания на окружающих людей, не проявляет комплекса оживления при виде мамы или других близких родственников, не смеется, не пытается петь или подражать услышанным звукам, не смотрит на яркие картинки и не слушает стихов и песен. Это может быть признаком небольшого отставания в развитии, связанного с тем, что ребенку уделяется слишком мало внимания или быть первыми проявлениями характера малыша.
Обновлено: 18.02.2016