Одна знаменитая поговорка гласит: «До четырех лет ребенка воспитывают, а после – перевоспитывают». Многие навыки, которые нам хочется видеть у своих детей, нужно прививать еще в раннем детстве. За повседневными заботами мы не замечаем, как вчерашний новорожденный становится большим. У него есть характер, требования, притязания и желания.
Слишком часто сын или дочь отказываются выполнять просьбы родителей, объясняя это всевозможными отговорками. Не хочу, не буду, не интересно, лень – вот неполный список причин отказа. А заодно и почва для очередной ссоры. Что делать, если ребенок не хочет помогать?
Теперь суммируем впечатления ребенка: недоверие к близким, унижение, низкая самооценка, ощущение собственной ненужности. Захочется ли помогать тем, кто вызывает такие эмоции?
Теперь о рассуждениях взрослых. Многие родители расстраиваются, злятся на ребенка и на себя, если поведение чада не соответствует их ожиданиям. Почему на себя? Потому что считают, что они – горе-родители, которые совершенно не умеют воспитывать.
Идеальных родителей, так же как и детей, не бывает. Достаточно всего лишь уважать друг друга и признавать в подрастающем поколении индивидуальность. Ругань не поможет. Действовать нужно всем дружно.
В любом случае сначала нужно изменить собственное поведение.
Детей младшего возраста проще всего вовлечь в игру. Поэтому работа по дому должна стать чем-то большим, чем просто обязанность. Можно устроить соревнование на скорость собирания игрушек в корзину. Засечь время и определить, кто быстрее чистит картошку – дочка или мама?
Большой популярностью пользуется таблица дел. Лист бумаги разбивается на колонки по дням недели. Строчки – это дела, которые ребенок в силах выполнить. Вымыть посуду за собой, стереть пыль с полок, убрать игрушки, вынести мусор и забросить вещи в стирку вполне под силу пятилетнему ребенку. Если в семье несколько детей, будет гораздо проще устроить состязания. Когда маленький помощник справится с задачей, на таблице дел обязательно должен появиться значок, что дело выполнено. Его можно вырезать из самоклеящейся бумаги или купить в магазине наклейки с любимыми персонажами. Пусть ребенок сам выбирает понравившиеся изображения, клеит их на бумагу. Соревнования с поощрением будут веселее.
Подростков такой игрой уже не соблазнишь, поэтому здесь нужно подойти к делу серьезнее. Обсудите с подростком его планы, интересы, пожелания. Уважайте интересы ребенка. Дождитесь момента, когда он захочет что-нибудь получить, попросить. После этого ненавязчиво намекните: «Я хотел бы помочь тебе, но пока, к сожалению, я не вижу с твоей стороны такого же желания». Подросток должен задуматься, понять, что взаимоуважение и взаимопомощь – укрепления, которые строят на обоих фронтах.
Стоит сразу оговориться: нежелательно выращивать отношения на финансовой почве. Оплачивая помощь по дому, родители воспитывают маленького вымогателя. Есть дети, которые спокойно относятся к заработанному состоянию и не делают из домашнего труда карьеру. Но другие очень быстро выдвигают обратные условия: сначала деньги, потом помощь. Нет денег – нет помощи. Поэтому финансирование надо использовать с осторожностью.
Со взрослыми детьми можно и нужно искать компромиссы. Сядьте за стол переговоров, обсудите взаимное недовольство, договоритесь вести себя по определенным правилам. Причем эти правила обсуждаются обоюдно для взрослых и детей. Определите срок, в течение которого жизнь пойдет по нововведенным законам. Когда это время пройдет, снова садитесь за переговоры. Все ли получилось, все ли довольны или есть претензии? Изменяйте условия, дополняйте договор новыми правилами.
Ребенок должен активно обсуждать происходящее, понимать, что его мнение что-то значит. Пусть предлагает свои варианты. На каких условиях он согласен выполнять домашние дела, что хочет взамен. Пусть сам озвучит честное наказание за невыполнение договора. Родители тоже должны нести заранее оговоренную ответственность за свои слова. Ребенок должен научиться выдвигать предложения, соразмерные со здравым смыслом.
Совместное обсуждение будет полезным для обеих сторон:
Дети часто отказываются помогать родителям. Причины отказа кроются не в детской лени, а во внутрисемейных отношениях. Внимание взрослого, его сочувствие, понимание и доверие – это то, в чем нуждается каждый ребенок независимо от возраста. Когда родители будут участвовать в жизни ребенка, учитывать его потребности, тогда и ребенок станет помогать.