Поступление в детский сад – это стресс для психики малыша, который практически никогда не проходит бесследно. Некоторые ребятишки очень болезненно переживают вынужденную разлуку с мамой и папой, в то время как для остальных это новый интересный жизненный этап.
Необходимость ходить в детский сад иногда сильно травмирует малыша, и одним из следствий травмы является проявление агрессии. Веселый, добрый, заводной ребенок может начать замыкаться в себе, нервничать, злиться, не позволять себе помочь даже родителям. Если своевременно не повлиять на ситуацию, такое поведение ребенка вполне может обернуться негативными последствиями. Потому что агрессия всегда вызывает возмущение окружающих (других ребят, их родственников, воспитателей).
Новая среда для малыша – это всегда сложно. Они ощущают себя беспомощными, ведь рядом нет мамы и папы, которые всегда помогут и защитят. Зато вокруг много чужих людей: сверстников и взрослых, намерения которых не всегда могут быть благими и добрыми по отношению к самому ребенку. Подобная обстановка будоражит его нервную систему и способствует формированию некоего психологического барьера. Это нормальная защитная реакция, и выражается она как раз в проявлении агрессии. Кроха может кусаться, царапаться, драться, ругаться, злиться, намеренно портить вещи.
Конечно, есть дети, которые изначально более устойчивы к стрессам и смене обстановки. В этом случае адаптация проходит более гладко, но и у них возможны проявления агрессии. Но ребятишки очень эмоциональные или с яркими лидерскими качествами любыми путями пытаются привлечь к себе внимание и могут вести себя немотивированно агрессивно.
Зачастую главной причиной является обычный кризис 3 лет. При должном внимании к проблеме и правильном воздействии взрослых, трудности проходят сами собой, но на это требуется время. Малыш растет и нуждается в личном пространстве, возможности проявить себя, большей свободе. В некоторых случаях может понадобиться профессиональная помощь (консультация психолога, психиатра, невролога).
Черты характера, которые будут свойственны личности, закладываются очень рано, на самых первых этапах развития. Если мы говорим о причинах агрессивного поведения, то его истоки нужно искать в первую очередь в семье. Большое влияние также оказывает внешняя среда (окружение, негласные правила и порядки в коллективе, интернет, телевидение).
Итак, специалисты выделяют несколько первостепенных причин:
1. Члены семьи потакают ребенку во всем или почти во всем, когда воспитательное воздействие минимальное или слишком мягкое. Мама с папой разрешают ребенку практически все с раннего возраста, он не знает, что такое «нельзя». Такой подход ошибочен, потому что как раз у малышей до 3 лет начинается становление характера.
В детском дошкольном учреждении к ребенку предъявляются определенные требования: он должен придерживаться стандартных правил и распорядка, слушаться воспитательниц. Поэтому, если, например, дома у него нет установленного распорядка дня, крохе будет труднее привыкнуть к новым условиям. Агрессивное поведение может быть ответом на необходимость подчиняться чужим взрослым, вызывая возмущение и протест.
2. Проявление агрессии в семье. Дети впитывают то, что видят и слышат, копируют поведение взрослых. Поэтому очень важно то, в какой среде они пребывают каждый день. Если дома напряженная обстановка, часто ссорятся и скандалят, значит, и малыш будет считать это нормальным явлением. Неудивительно, что в новой для себя среде он попытается вести себя так, как привык, – проявляя агрессию.
3. Дефицит родительского внимания. Сегодняшний ритм жизни часто не оставляет родителям шансов уделить достаточно времени своим детям и их воспитанию. К сожалению, многие взрослые из чувства вины стараются компенсировать это любой ценой и начинают баловать детей. В результате, к моменту поступления в детский сад, ребенок становится настолько капризным, что легко может позволить себе стукнуть кого-нибудь из родителей или накричать на них. Такой ребенок привык добиваться желаемого любыми способами, в том числе истериками дома и в общественных местах. В итоге ребенок замечает, что родители не сопротивляются подобной ситуации, начинает считать такое поведение нормой и приносит ее с собой в детский сад.
4. Также одной из причин детской агрессии в группе могут являться особенности личности ребенка и неустойчивость психики. Если малыш в принципе отличается повышенной возбудимостью, то он всегда весьма остро отзывается на любую смену обстановки и может вести себя совершенно непредсказуемо. Полученные впечатления (и позитивные, и негативные) могут вызвать крик, хохот, истерику, плач, попытки драться – все что угодно.
Ребенку с задатками лидера от природы тоже приходится нелегко в детском учреждении. Ведь он привык, что все происходит так, как он хочет. Но в коллективе бывает несколько таких детей. И все они желают привлечь к своей персоне всеобщее внимание. Малыш не может понять, как и чем укрепить лидерские позиции без агрессии и демонстрации физической силы.
5. Особенности времени, современные технологии тоже влияют на ребенка, и в частности на формирование его личности и мировоззрения. Появляется много агрессивных игр и мультфильмов, где персонажи, которых дети знают и любят, борются со злодеями с помощью физического насилия – то есть дерутся. Данный стереотип закладывается в подсознание малыша, и он неосознанно может проявлять агрессию в новых обстоятельствах, особенно если посчитает их враждебными.
6. Порой малыш ведет себя агрессивно только потому, что не умеет по-другому. Он не знает, как правильно общаться с ровесниками, как по-другому привлечь их внимание. Особенно это актуально для семей, воспитывающих одного ребенка, без братьев и сестер. Общение только со взрослыми – это совершенно другой опыт. И, приходя в коллектив, в новое место, где все незнакомо, кроха пытается взаимодействовать с другими. Но не всегда это делает правильно, не всегда добивается поставленных целей. В такой ситуации некоторые дети просто отстраняются, пытаясь найти себе другие интересные занятия, а некоторые начинают вести себя агрессивно.
Так можно ли бороться с агрессивным поведением ребенка? Разумеется, делать это необходимо, главное – действовать своевременно. В этом случае у крохи возникнет меньше трудностей с социализацией и привыканием к детскому саду.
При первых признаках проблем с нервной системой нужно посетить врача-невролога. Бывает, что агрессия и капризность – следствие не столько нюансов воспитания, сколько вполне реальных неврологических проблем, а определить это под силу только квалифицированному специалисту.
Не бойтесь также обращаться к психологу в случаях, когда не знаете, как правильнее воздействовать на ребенка в сложной ситуации. Хороший психолог поможет избежать закрепления привычки к проявлению агрессии.
Если же есть определенные проблемы в семье, то необходимо будет провести работу по стабилизации этих моментов, чтобы нейтрализовать их негативное влияние на формирование характера малыша. Родителям необходимо следить за собственным проявлением эмоций и способами справляться с проблемами.
Избегайте решения спорных ситуаций с помощью эмоционального или физического насилия. Если дома будет мирная спокойная атмосфера, малыш поймет, что именно так должны вести себя люди друг с другом, и с этим же убеждением придет в детский коллектив.
Если вы понимаете, что режим дня и привычки малыша сильно отличаются от того, что будут требовать от него в детском саду, необходимо будет позаботиться об этом заранее, за несколько месяцев до поступления туда. Начните приучать его к похожему режиму дня, учите, как вести себя с другими ребятами (в гостях, на детской площадке). В процессе не обращайте внимания на его протесты и попытки воспротивиться тому, что делаете. В результате ему самому будет легче, и для вспышек агрессии будет намного меньше поводов.
Крайне важно уделять крохе достаточное количество времени и внимания. Несмотря на работу и бесчисленное количество дел, постарайтесь каждый день находить немного времени, чтобы обсудить с ребенком, как прошел его день, что он думает, как себя чувствует. Находите повод, чтобы проявить нежность, обнять, поцеловать ребенка, погладить его по голове или спинке. Маленьким детям все еще необходим тактильный контакт с родителями, их тепло и ласка. Помните, ребенок не всегда будет таким, он постоянно меняется и очень быстро растет. Сейчас вы ему особенно нужны – так будьте рядом, будьте вовлечены!