Вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставить дома без присмотра, рано или поздно начинает волновать любого родителя. Конечно, о малышах речи не идет. Но если, например, мама воспитывает ребенка одна и у нее появилась необходимость выйти на работу в выходной день на несколько часов? Оставить его не с кем. Допустим, ребенок сознательный, послушный, и ему уже 7 (9, 11 или 13 лет). Как быть тогда? Что об этом говорит закон и что – здравый смысл? Попробуем разобраться.
Буква закона
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует конкретный нормативный акт, который бы четко устанавливал, с какого возраста можно оставлять детей дома без присмотра взрослых. Но есть законы, которые влияют на этот вопрос косвенно:
Считается, что частично нести за себя ответственность ребенок начинает с момента получения паспорта гражданина РФ, то есть с 14 лет. Поэтому теоретически оставление подростков одних дома с этого возраста не запрещено.
Есть еще статья 125 УК РФ об оставлении в опасности. Кратко суть ее сводится к тому, что если вы оставили ребенка младше 14 лет дома одного и с ним произошел несчастный случай, вы будете виноваты и понесете наказание.
Интересно, что при этом законодательство не освобождает мать от работы в ночное время или командировок, если ее ребенок достиг возраста 5 лет. И работодателя совершенно не волнует, есть ли у нее возможность оставить с кем-то свое чадо.
Как видите, противоречия есть, и они видны невооруженным глазом.
Здравый смысл
Шансы на то, что за 14 лет у мамы с папой ни разу не возникнет необходимости срочно отлучиться куда-то без ребенка, конечно же, равны нулю. Рано или поздно такой момент наступит, поэтому важно, чтобы сам ребенок был готов к этому. Чтобы определить уровень его готовности, нужно понять, имеются ли следующие признаки:
Ребенок способен заниматься чем-то самостоятельно не менее 2 часов подряд, не нуждаясь в подсказках и помощи взрослых.
Он не «теряет» своих родителей, если их нет в поле зрения. Например, когда мама на кухне готовит обед, а сам малыш играет в соседней комнате.
Его уже не пугает темнота, он не нервничает в замкнутом пространстве (скажем, когда играет в комнате при закрытой двери).
Ребенок точно знает, что можно, а что нельзя, и почему. Осознает, что нарушение обоснованных запретов может привести к негативным и даже опасным последствиям.
Вы часто замечаете, что в ролевых играх сын или дочь часто исполняет ведущую роль, образ кого-то старшего и более опытного. К примеру, предпочитает быть доктором, когда играет в «больничку», или родителем, когда играет в «дочки-матери».
Ребенок не проявляет жестокости и стремится избежать боли сам. Он прекрасно понимает, что такое боль и какие действия могут ее причинить.
Он знает, как пользоваться телефоном, как связаться с родителями.
Ребенок не злопамятный и отходчивый: быстро забывает обиды, не имеет склонности копить и утаивать злость.
Способен объективно оценивать собственное поведение: понимает, когда поступил плохо, когда хорошо и почему. Может предугадать реакцию родителей на свои поступки.
Чадо имеет свои домашние обязанности. Родители могут поручать ему убирать на место свои игрушки, кормить кота, заправлять постель и пр. Ему нравится эта ответственность, он с удовольствием выполняет порученное.
Ребенок уже привык к определенному распорядку дня и соблюдает его, сам того не замечая: кушает, ложится спать и встает примерно в одно и то же время. Маме с папой уже не нужно постоянно напоминать ему, когда и что делать.
Чем больше пунктов совпадают с поведением вашего ребенка, тем больше в нем готовности остаться одному дома. В идеале должно быть не менее 8–9, другой результат говорит о том, что ребенок еще не готов и пока с этим следует повременить.
Несколько советов
Итак, если время оставить вашего крошку одного все же пришло:
Помните, самое главное – это связь. У него должна быть возможность позвонить родителям в любой момент, если он хочет что-то спросить или возникла непредвиденная ситуация.
Позаботьтесь о том, чтобы ему было что поесть и попить. Лучше, если для этого от него не потребуется выполнять сложные или потенциально опасные действия (включать газ, греть что-то на сковороде и пр.).
Придумайте, чем ему заняться в ваше отсутствие. Покажите, как включить себе мультфильм, достаньте его любимые книги, игры, раскраски, фломастеры, бумагу для рисования. Пусть у него будет выбор.
Прежде чем оставлять ребенка дома одного, обучите его правилам безопасности. Объясните, как и в каких случаях действовать, чтобы он не растерялся и не наломал дров. Дайте ему знать, у кого еще можно получить помощь, кроме папы и мамы, если дозвониться по каким-то причинам не получилось. Возможно, помочь готовы соседи, близкие друзья семьи или родственники, а в экстренных случаях – спасательные службы. Напишите нужные номера телефонов крупным шрифтом и повесьте на видном месте.
Не запирайте ребенка. Вдруг замкнет проводку и случится пожар? У него должна быть возможность выйти, если что-то пойдет не так. Естественно, что перед этим нужно научить его открывать и закрывать входную дверь, правильно обращаться с ключами и бережно хранить их. Добейтесь четкого понимания того, в каких ситуациях можно и нужно выходить из дома, а когда к домофону и двери не следует даже подходить.
Вместо заключения
Да, в нашем детстве все было по-другому. И никому не приходило в голову обвинить родителей в том, что они плохо следят за ребенком, если те работают, а их дитя в это время спокойно сидит дома, делает уроки. Особенно если климат в семье нормальный и они прекрасно справляются с обязанностями по воспитанию и содержанию своего чада. Но сегодняшние реалии таковы, что у законов и реальных жизненных ситуаций в этом вопросе точек соприкосновения практически нет. Поэтому, принимая решение, помните: в любом случае ответственность за здоровье и безопасность ребенка лежит на плечах главных в его жизни людей – родителей.