Пасхальные куличи любят практически все. У блюда десятки вариантов приготовления. Однако нельзя забывать, что кулич — не просто лакомство, но и атрибут православного праздника.
Слово «кулич» пришло из греческого языка и дословно переводится как «круглый хлеб». Это воплощение божественного присутствия, победа над смертью и торжество жизни. Изделие всегда получается высоким (при разной ширине), долго хранится и практически не сохнет. Если учесть, что выпекают его из дрожжевого текста, объяснить сей факт довольно сложно.
Кулич имеет этимологические связи с современным словом «чадо». Это видоизмененное сочетание древнеславянских наименований «коло» и «ча» («кулич» — «колоча»). «Коло» древние славяне называли солнце, «ча» означало «дитя».
Перед началом полевых работ наши предки выпекали специальный обрядовый хлеб, который приносили в жертву, чтобы вымолить у Бога щедрый урожай. После Крещения Руси языческая и христианская культура тесно слились. Традиция жертвовать хлеб переросла в обычай освещать дары во время причастия.
Однако современная православная церковь считает, что появление куличей никак не связано с жертвенными ритуалами. Иисус Христос после воскрешения пришел к апостолам и разделил с ними трапезу. В дальнейшем центральное место за столом его ученики оставляли свободным, а рядом клали церковный хлеб.
Обязательным условием остается украшение верхушки кулича надписью «ХВ». По бокам делаются рисунки венков, крестов или иных символов распятья.
Рецепты куличей встречаются в церковных книгах апостольских времен. Тогда по виду выпечка напоминала обыкновенные караваи, а по вкусу — белый хлеб.
Прообразом современного кулича принято считать греческий хлеб артос: православное христианство на Русь пришло из Греции. Первые упоминания об артосе датируются двенадцатым веком. Изюм и сахар начали добавлять в восемнадцатом столетии. Цилиндрическая форма получила распространение лишь в прошлом веке.
Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (как когда-то это делали апостолы). Она актуальна и сегодня. В светлую субботу совершается последний крестный ход. Затем батюшка читает молитву и разрезает артос на маленькие кусочки, чтобы раздать людям. Семья — это тоже малая церковь. Значит, и в ней должен быть свой артос. Таковым стал кулич. Его называют народным переосмыслением артоса.
Справка! В советское время была предпринята попытка заменить куличи майскими кексами, но успехом она не увенчалась.
Согласно христианским канонам, запрещается употреблять куличи, испеченные в Страстную Пятницу. Это день мучений Христовых. Готовить пищу в такое время — глумиться над Спасителем. Пекут куличи в Чистый Четверг. Изделие нельзя есть до утреннего молебна. Но по возвращению из церкви трапезу начинают именно с него.
Для верующих людей большое значение имеют приметы: в них заложена мудрость нескольких поколений.
Главное — не забывать о том, что суть праздника не в поедании куличей, а в радости о воскресении Господа, пострадавшего за людские грехи.