Кризис 1 года у ребенка

Годовалый ребенокКазалось бы, Ваш малыш только что родился, но вот не за горами уже и первый день его рождения. Как раз в это время родители начинают замечать поведенческие реакции, не свойственные ему ранее. Нервозность, капризность, раздражительность, нежелание отпускать от себя маму ни на минутку – все это характерно для кризиса 1 года, и это лишь верхушка айсберга.

Стоит ли переживать из-за возрастного кризиса у малыша? Как себя вести? И каковы отличительные черты настоящего кризиса? Об этом и поговорим далее.

Причины

Кризис у годовалых детей – это не единственный сложный период в детском возрасте. Всего их 5, и каждый из них может быть выражен по-разному: один – более, другой – менее интенсивно. Продолжительность варьируется от нескольких недель до года. Современные ребятишки развиваются очень стремительно, рано взрослеют. Часто так бывает, что, не успев выбраться из одного кризисного периода, ребенок тут же попадает в другой. Трудно приходится и ему, и родителям. Понимание же причин происходящего с ребенком существенно повышает шансы на достойное преодоление всех трудностей.

Суть кризиса 1 года в том, что в это время малыш учится 2 основополагающим умениям: самостоятельной ходьбе и речи. Неудивительно, что это сопровождается огромным рывком в развитии воли ребенка.

Годовалые дети стараются использовать приобретенные навыки в любой ситуации, они постоянно их оттачивают. При этом малыши сталкиваются с противодействием со стороны родителей, которые вводят бесчисленные ограничения. Ребятишки протестуют и борются с этим, как умеют, но отсутствие неограниченной свободы действий, к которой они так стремятся, заставляет их чувствовать возмущение и гнев. Только в этом возрасте кроха не может выразить подобные эмоции ничем, кроме слез, криков и истерик.

Ребенок в возрасте 12 месяцев уже осознает себя как отдельную личность, а не продолжение мамы и папы. Он хочет изучать окружающий мир сам, без чьей-либо помощи и надзора, приобретать собственный опыт. В данном контексте значимые взрослые нужны ему, только чтобы просто быть рядом и оказывать безусловную поддержку. У него нет чувства страха, он не видит потенциальных опасностей. Родители же прекрасно все осознают и оценивают ситуацию трезво, поэтому не могут так просто взять – и разрешить крохе делать все, что он захочет. И они начинают устанавливать различные ограничения. В этом и состоит конфликт, который приводит к гневу маленького исследователя и отчаянию его родителей.

Как кризис отражается на поведении ребенка

Типичные поведенческие черты, характерные для малыша, переживающего данный переходный период, – непостоянство и импульсивность. Изо дня в день происходят события, которые с легкостью выводят из себя даже самых невозмутимых взрослых:

1. Малыш становится очень ранимым, эмоциональным. Он часто плачет, скандалит, обижается, но причина этого лежит на поверхности далеко не каждый раз. Может быть, иногда Вам кажется, что ее и вовсе нет, но это не так.

Читать ещё  Ребёнок в 6 месяцев не переворачивается

2. Настроение у ребенка меняется слишком быстро, часто и порой кардинально. Только что он рыдал, а в следующую секунду уже хохочет.

3. Кроха панически боится разлуки с мамой, и объяснить ему, что маме нужно ненадолго уйти по делам, нереально. В свете этого, многие семьи идут на хитрость: пока бабушки и дедушки отвлекают малышей, мамы тихо и незаметно уходят. Но здесь существует некоторая опасность: не найдя самого близкого и родного человека дома, ребенок может начать бояться потерять его в 2 раза сильнее. Тогда обратный эффект обеспечен: вместо того чтобы начать отпускать маму по делам, кроха не отходит от нее ни на шаг.

Детские психологи советуют придумать какой-то определенный ритуал прощания и использовать его каждый раз перед разлукой. Например, мама говорит: «Пока, мой сладкий!» – целует ребенка и рассказывает, куда она идет, как скоро планирует прийти обратно. Обозначая для малыша время возвращения, говорите что-то вроде «приду после того, как ты поспишь (поешь, погуляешь)». Только обязательно исполняйте обещанное. Постепенно он научится доверять Вам и станет спокойно Вас отпускать.

4. Годовалый малыш в это время активно прощупывает границы дозволенного (а не испытывает терпение взрослых): перестает слушаться, стремится нарушать запреты, упрямится. Поэтому в его поведении часто проявляется непоследовательность и противоречивость. Кроха может попросить какую-то игрушку, а потом тут же ее отбросить. Или проситься на улицу, но не давать одеть себя.

5. Малыш может проявлять агрессию к родителям и чужим людям: драться, щипаться или кусаться. Мягко отстраняйте его и каждый раз объясняйте, почему такое поведение неприемлемо.

6. Ребенок вдруг обнаруживает способность беспрепятственно передвигаться и открывает для себя много интересного. Он лезет всюду, открывает все ящики и дверцы, раскидывает все, что может достать. И малыш способен заниматься этим весь день, без устали, в то время как мама в таком режиме выматывается уже к обеду.

Важно! Здесь следует заметить, что многие годовалые дети часто плачут, закатывают истерики и чрезмерно зависят от мамы в принципе, и кризисы тут ни при чем. Такое бывает из-за особенностей течения беременности, родов и самых первых дней ребенка. Детская психика развивается быстро, каждый миг мозг крохи обрабатывает море информации. Это большая нагрузка для маленького организма. Справиться помогут родители, если научатся понимать и принимать малыша и его чувства, будут поддерживать его.

Что делать взрослым

Чтобы кризис 1 года у ребенка прошел как можно мягче, следует выбрать единую тактику поведения для всей семьи. Принципы взрослых должны быть одинаковыми, чтобы ребенок не путался и точно знал, что от него хотят. Ниже приведены некоторые рекомендации для родителей:

Читать ещё  Ребенок не говорит в 3 года

1. Снизьте количество «нельзя», дайте малышу возможности для исследования окружающего пространства. Если Вы вынуждены одергивать малыша и что-то запрещать буквально каждую минуту, возможно, Вы еще не до конца перестроили быт под его новые возможности и потребности. Постоянно оттаскивать откуда-то маленького первооткрывателя – задача не из легких. Тем более что это сопровождается бурной реакцией с его стороны.

Найдите время, чтобы организовать для крохи безопасную среду: спрячьте все хрупкое, опасное и ценное до лучших времен туда, где малыш это не достанет. В нижние ящики (полки) поместите вещи, которые разрешается вытаскивать, бросать на пол.

2. Если запрещаете одно, разрешите что-то другое. Например, по зеркалу стучать нельзя, зато по двери можно; книги рвать не надо, но простую бумагу – вполне допустимо.

3. Не подавляйте попытки крохи делать что-то самостоятельно. Наоборот, поддерживайте инициативу, но всегда будьте в непосредственной близости, для подстраховки.

Ребенок пытается залезть на кровать? Это все равно произойдет рано или поздно. Поэтому просто помогите ему: положите на пол что-то большое и мягкое (подушку или свернутое одеяло), чтобы он использовал это как ступеньку. Хочет сам кушать ложкой? Переоденьте кроху во что-то старое или оставьте на нем только памперс. И позвольте поесть самому (но под вашим чутким контролем).

4. Не кормите, если малыш отказывается есть. Дети окологодовалого возраста могут не есть из-за прорезывания зубов или просто чтобы сделать что-то не так, как им говорят, противопоставляя себя родителям. Насильно кормить не следует, это лишь усугубит проблему. К тому же всю порцию он все равно не съест, а вот кухню после этого придется мыть полностью.

Попробуйте поменять стратегию. Предложите крохе попробовать еду из своей тарелки. Но учтите, что вся семья при этом должна питаться правильно, а это предполагает качественные продукты, отсутствие пряностей, умеренное количество соли, здоровые способы приготовления (запекание, тушение, варка, обработка паром). А печенье и соки уберите подальше и не показывайте, пока малыш не съест основное блюдо.

5. Пытайтесь услышать. Понять дитя, не умеющее говорить, весьма непросто. Следите за мимикой, жестами и звуками, которые издает карапуз. Постепенно Вы научитесь угадывать его желания безошибочно.

Помогите бабушке или дяде ребенка распознать, чего он хочет, что означает какой-то определенный произносимый им звук. От этого выиграют все: Вы получите немного свободного времени, ребенку будет приятнее общаться с тем, кто его понимает. А родственник получит приятные впечатления от взаимодействия с крохой, если научится определять, что тот пытается до него донести.

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев

6. Озвучивайте все, что делаете. Каждое действие можно комментировать, называть предметы, которые видите, и эмоции, которые испытываете. Это помогает развитию речи. Старайтесь говорить четко и грамотно, ведь малыш сейчас запоминает абсолютно все, и потом именно это он будет считать правильным.

7. Не родители для ребенка, а ребенок – при них. Уделять внимание и время играм с малышом важно, но родители не могут заниматься только этим. У них есть быт, свои интересы и обязанности. И потом, когда ребенок смотрит на взрослых в моменты выполнения повседневных рутинных дел, он тоже развивается. Естественный ход событий в семье прививает малышу определенные поведенческие модели, учит вовлеченности и самостоятельности. Потому привлекать чадо к ежедневным делам нужно обязательно.

8. Сейчас много говорится о «3 часах для ребенка». Имеется в виду, что ему требуется около 3 часов ежедневно для самостоятельных занятий, игр, творчества. Но годовалому ребенку пока нужно меньше. Позволяйте чаду время от времени заниматься чем-то, что интересно ему в данную минуту. Делайте это порционно, каждый день. Он может увлеченно ковырять пачку макарон или просто слоняться по дому и все разглядывать.

9. Различайте плач-крик о помощи и плач-манипуляцию. В кризисные периоды малыши готовы рыдать долго и самозабвенно, по поводу и без. Помимо всего прочего, этим они пытаются склонить взрослых к выполнению своих желаний.

Но надо ли уступать только ради того, чтобы ребенок успокоился? Нет – когда мы говорим о ясно обозначенных границах дозволенного. Только так ребенок поймет, что слово мамы и папы незыблемо. Границы необходимы маленькому исследователю, так он уверяется в надежности мира, его системности, и это крайне важно для нормального развития.

Если кроха плачет, пожалейте его, проговорите его эмоции, позвольте выплеснуть их со слезами и успокойте. Но – не потакайте. Поддержите малыша, не отступая от задуманного. Ребенку необходимо знать, что главные в семье – отец и мать, и окончательное решение всегда за ними.

Помните, что практически любой кризис – рывок вперед. После его преодоления малыш станет более сознательным, будет учиться и развиваться дальше, а родителям с ним будет все интереснее. Вы не заметите, как он научится понимать юмор, полноценно общаться, приучится к семейным традициям и придумает новые, вместе с Вами.

Когда Вы и ребенок переживете первый возрастной кризис, постарайтесь остаться для него опорой и добрым другом. Так будет заложен фундамент доверительных отношений с малышом и его гармоничного развития.

Дата: 20.01.2019.


Информация на сайте предназначена для ознакомления и не заменяет обследования, диагностику и консультации у специалиста. Администрация не несет ответственности за последствия и результаты, которые могут получить читатели после использования советов и рецептов на сайте. Всегда обращайтесь к врачу!