Слово «сублимированный» способно насторожить неискушённых в технологических тонкостях потребителей. Многим кажется, что новая продвинутая технология придумана производителями лишь для того, чтобы получить возможность максимально использовать любое, даже не слишком качественное сырьё. Но почему же тогда сублимированный кофе стоит существенно дороже его обычных порошковых и гранулированных «родственников»?
Что такое сублимированный кофе?
Оказывается, для изготовления сублимированного кофе берут такие же натуральные зёрна двух основных сортов: арабика и робуста. А вот его более высокая цена обусловлена сложностями производственного процесса.
Слово «сублимация» в переводе с латинского языка означает «взгонка», то есть быстрый переход вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное. При этом жидкая стадия и процесс кипения в технологической цепочке отсутствуют. Влага испаряется из предварительно замороженного продукта, и происходит это практически мгновенно благодаря воздействию вакуума. В результате сохраняется гораздо больше полезных веществ, чем при термическом испарении воды.
В случае с сублимированным кофе процессу взгонки подвергаются не сами зёрна, а замороженный концентрат, предварительно полученный путём длительного вываривания молотого сырья.
Тонкости технологии
Сублимированный кофе уже давно перестал считаться модной новинкой, но при этом мало кто знает, чем он отличается от обычного растворимого порошкового или гранулированного продукта. А ведь технология сублимации продуктов появилась в далёких 60-х годах прошлого века. С тех пор производители не устают повторять, что сублимированный кофе по своим вкусовым и ароматическим характеристикам является полноценной заменой натурального продукта.
Для того чтобы составить собственное мнение по этому вопросу, следует детально ознакомиться со всеми нюансами технологического процесса. Несмотря на то, что изготовители кофе сохраняют детали его производства в секрете, общее описание не является тайной.
Первым этапом изготовления сублимированного кофе, как и обычного растворимого, является обжарка и измельчение зёрен. Чаще всего производители используют сорт робуста, так как при своей небольшой стоимости он содержит достаточно много кофеина. Себестоимость продукта помогает снижать также не слишком качественная арабика и отходы сортировки.
Порошок тонкого помола, полученный в результате измельчения зёрен, на протяжении нескольких часов вываривается под высоким давлением в специальных экстракционных батареях. При этом испаряющиеся из полуфабриката эфирные масла улавливаются и сохраняются отдельно до завершения процесса производства.
На следующем этапе жидкий концентрат заливают в специальные ёмкости, где он проходит процесс сгущения, превращаясь из жидкости в некую вязкую массу.
Густой кофейный экстракт подвергают криогенной заморозке, а затем обезвоживают в специальных вакуумных камерах. Применение в технологической цепочке именно этого процесса (сублимации) и дало название особой разновидности растворимого напитка.
Полученный в результате сублимации твёрдый концентрат формируется в мелкие кусочки неправильной формы, которые при растворении дают напитку привычный цвет, консистенцию и пенку. Однако на этой стадии продукт практически не имеет ни характерного вкуса, ни запаха.
Считается, что на последнем этапе готовые кофейные гранулы обогащаются кофейным вкусом и ароматом за счёт соединения с ранее извлечёнными из сырья эфирными маслами, что позволяет возвратить продукту значительное количество полезных веществ и кофеина. Однако действительный состав этих вкусовых и ароматических добавок производители не раскрывают, так что остаётся высокая вероятность использования искусственных усилителей вкуса и ароматизаторов.
Не секрет, что метод «сухой заморозки» исходного продукта позволяет сохранить в конечном продукте гораздо больше полезных веществ. Однако в результате медицинских исследований было установлено, что сублимированный кофе, как и любой растворимый, не слишком полезен для организма.
Этот напиток не стоит употреблять беременным женщинам, так как он на 60 % повышает риск рождения недоношенного малыша.
Растворимый кофе отрицательно воздействует на желудочно–кишечный тракт, провоцируя появление изжоги, развитие гастрита и язвы. Особенно пагубно отражается на здоровье употребление напитка на голодный желудок.
Кофе способствует повышению адреналина в крови, поэтому не стоит успокаивать нервы чашечкой этого напитка после напряжённого общения. Ведь в результате могут появиться такие неприятные симптомы как тошнота и головокружение.
Употребление чрезмерного количества напитка может привести к тому, что серьёзно пострадают клетки печени.
Стоит помнить, что кофе — сильное мочегонное средство, способствующее вымыванию калия из организма, что опасно для нормальной работы сердца.
Сублимированный вариант, как и его натуральный «родственник», чрезвычайно опасен для гипертоников, так как может спровоцировать повышение артериального давления.
Увлечение растворимым кофе, особенно его недорогими разновидностями, ведёт к тому, что организм засоряется вредными и балластными веществами.
Для мужчин важно знать, что частое употребление растворимого кофе может отрицательно влиять на потенцию.
Несмотря на значительное количество противопоказаний некоторым людям кофе приносит и пользу.
Настоящим спасением бодрящий напиток является для гипотоников. Только одна чашечка кофе может избавить от головокружения и слабости, существенно повышая давление и помогая сосудам.
Содержащиеся в качественном продукте антиоксиданты и никотиновая кислота очищают организм человека и оздоровляют сосуды.
Обзор цен, марок и производителей
Производители растворимого кофе обычно позиционируют сублимированный продукт как представителя премиального класса. Поэтому он всегда стоит несколько дороже обычных порошковых или гранулированных аналогов. В среднем эта разница составляет от 30 % до 50 %.
Сейчас на полках магазинов представлен внушительный ассортимент сублимированного кофе всевозможных марок и названий. А по соотношению цена/качество независимые эксперты и просто кофеманы выделяют несколько популярных производителей.
Nescafe — один из самых известных изготовителей растворимого кофе, имеющий широкую линейку товаров. При покупке его сублимированного продукта придётся заплатить за 100 г около 280 рублей.
Jacobs — ещё один флагман кофейной промышленности, предлагающий как растворимый, так и натуральный продукт. Его продукция отличается демократичной ценой. 100 г сублимированного напитка в стеклянной таре можно купить в среднем за 367 рублей.
Tchibo Gold Selection активно стремиться завоевать своё прочное место на рынке растворимого кофе, и потому предлагает довольно демократичную цену: 262 рубля за 100 г продукта.
Ambassador Platinum имеет внушительную линейку натурального продукта. А вот его сублимированный кофе позиционируется как премиальный, но представлен не слишком широко. Цена за 100 г всё же довольно высока и составляет 383 рубля.
Bushido original — премиум–продукт швейцарского производства, состоящий из 100 %–ной натуральной арабики. Видимо поэтому за 100 г продукта придётся отдать 798 рублей.
Jardin Gold — российский производитель, предлагающий сублимированный кофе со сбалансированным вкусом и сладко–сливочным послевкусием по достаточно низкой цене — всего 292 рубля за 100 г напитка в стеклянной таре.
Eilles — пока что не слишком распространённая марка, предлагающая сублимированный кофе, изготовленный из 100 %–ной арабики высшего качества. Видимо поэтому германский производитель предлагает продукт в стеклянной таре по цене 569 рублей за 100 г.
Woseba — ещё один не слишком известный производитель из Польши. Он предлагает натуральный сублимированный продукт из настоящей арабики, упакованный в стеклянную банку, по весьма привлекательной цене в 339 рублей за 100 г.
Жокей Триумф — доступный по цене и неплохой по качеству сублимированный кофе, изготовленный российским производителем из натуральной арабики. Этот продукт в стеклянной таре можно купить в розничных магазинах по цене 258 рублей за 100 г.